Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина

Как определить настоящую картину Константина Алексеевича Коровина? Опыт экспертизы в ЦХЭ им. И.Е. Репина

Коровин К.А. Бульвар Осман, 1920-е. Холст, масло. 65,3 х 81,4 см.
Частное собрание

Экспертиза работ Константина Коровина — непростая задача, в особенности это касается произведений французского периода творчества. Рассказываем, что характерно для подлинных картин художника на примере исследования картины «Париж ночью. Бульвар Осман» (1920-е годы).

Картина представляет собой достаточно масштабное живописное полотно. Изображен типичный для К. А. Коровина мотив — вид ночного Парижа. Оживленная улица освещена фонарями, огнями фар, яркими вывесками. Узнается и место — изображен вид бульвара Осман со стороны Монмартра, о чем говорит характерное здание торговой галереи с куполом. Перед экспертами стояла задача доказать, что произведение исполнено именно Константином Коровиным.

К.А.Коровин.
Монмартр вечером.
Вторая половина 1920-х.
Холст, масло.
49,5 х 60,5.
Ярославский художественный музей

К.А.Коровин.
В кафе.
1929.
Дерево, масло.
34,5 х 36 см.
Частное собрание

К.А.Коровин.
Марсель.
Конец 1920-х–1930-е.
Дерево, смешанная техника.
Частное собрание

К.А.Коровин.
Париж ночью. 1929.
Картон, масло. 32 х 40 см. 

Российский национальный музей музыки

К.А.Коровин.
Ворота Сен-Дени. Париж.
Вторая половина 1920-х.
Холст, масло. 81 х 64,5.
Ярославский художественный музей

К.А.Коровин.
Ворота Сен-Дени.
Париж.
1930-е.
Холст, масло.
Частное собрание

В рамках экспертизы было проведено сравнение данной картины с эталонными произведениями К. А. Коровина из музейных собраний. Было важно найти стопроцентные аналогии в ключевых для мастера художественных элементах. Рассматривались картины из Ярославского художественного музея, Российского национального музея музыки и др., а также подтвержденные работы из частных собраний. В ходе исследования стало ясно, что у музейных работ и картины «Париж ночью. Бульвар Осман» удивительным образом совпадают все характерные для К. А. Коровина детали: изображение машин, фигур, уличных фонарей, моделировка деревьев и архитектуры (см. илл). Передача блеска мокрого асфальта и выразительные белые блики света также оказались абсолютно типичны (см. илл). Картина ««Париж ночью. Бульвар Осман» сложилась словно паззл, и стало очевидно, что написал ее никто иной как Константин Коровин.

Идентичное изображение фигур

Монмартр вечером.
Вторая половина 1920-х.
Ярославский музей

Бульвар Осман.
1920-е.
Частное собрание

Париж ночью.
1929 год. 

Российский национальный музей музыки

Бульвар Осман.
1920-е.
Частное собрание

 

Идентичное изображение автомобилей

Ворота Сен-Дени.
Вторая половина 1920-х.
Ярославский музей

Бульвар Осман.
1920-е.
Частное собрание

Ворота Сен-Дени.
Вторая половина 1920-х.
Ярославский музей

Бульвар Осман.
1920-е.
Частное собрание

 

Идентичное построение архитектуры

Монмартр вечером.
Вторая
половина 1920-х.
Ярославский музей

Ворота Сен-Дени.
Вторая
половина 1920-х.
Ярославский музей

Париж ночью.
1929. 

Российский
национальный музей
музыки

Бульвар Осман.
1920-е.
Частное собрание

 

Идентичная манера изображения крон деревьев и уличных фонарей

Монмартр вечером.
Вторая
половина 1920-х.
Ярославский музей

Бульвар Осман.
1920-е.
Частное
собрание

Париж ночью.
1929. 

Российский национальный музей музыки

Ворота Сен-Дени.
Вторая
половина 1920-х.
Ярославский музей

 

Идентичная фактура при изображении бликов света

Марсель.
Конец 1920-х–1930-е.
Частное собрание

Ворота Сен-Дени.
Вторая половина 1920-х.
Ярославский музей

Бульвар Осман.
Париж.
1920-е.
Частное собрание

При таком выразительном ряде совпадений любому становится понятно, что картина «Париж ночью. Бульвар Осман» — это бесспорный подлинник живописи К. А. Коровина. Полотно стает в ряд с выдающимися произведениями художника из музейных собраний и является важным для изучения французского периода творчества русского импрессиониста.

 

Екатерина Гордеева, эксперт-искусствовед ЦХЭ им. И.Е.Репина