Дорогой Коровин: кто и зачем массово подделывает картины художника? Рассказывает Виктор Шпенглер в спецматериале для Forbes

Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина выявил серию поддельных работ Константина Коровина. Специалисты провели расследование, изучив массив поздних работ художника, и пришли к выводу, что на рынке действует артель, массово подделывающая его работы. Подробности в колонке для Forbes рассказывает основатель ЦХЭ имени И. Е. Репина Виктор Шпенглер
Закапсулированный арт-рынок русского искусства жадно впитывает любые пополнения извне. Сегодня среди самых востребованных у коллекционеров работ — картины Константина Коровина французского периода. За три года цены на работы художника значительно выросли. А рынок наводнили подделки хорошего качества. Центр художественной экспертизы (ЦХЭ) им. И. Е. Репина провел расследование, изучив массив поздних произведений Константина Коровина, и пришел к выводу, что на рынке действует артель, массово подделывающая работы художника.
Замечательный, талантливый, всеми любимый русский художник Константин Коровин эмигрировал из России в 1922 году и продолжал создавать прекрасные картины еще на протяжении 17 лет. Эти работы с 1990-х и по сегодняшний день поступают в Россию. Сейчас вместе с подлинными картинами Коровина на рынок выплеснулась волна подделок.
«Импрессионистическая живопись Коровина так же свежа, как и прежде», — писал художник Климент Редько о коровинской выставке в Париже в 1929 году. Художник сохранил характерные для себя экспрессию, яркость красок, контрастность цвета и тона и оставался прогрессивным мастером. Но при этом у художника появились и работы сомнительного качества: миниатюры или так называемые картонки, которые у многих уже давно вызывают сомнения в авторстве Константина Коровина. Эти картонки распадаются на две группы: работы с видами ночного Парижа и серия «Воспоминания о России» с зимними деревенскими пейзажами.
В ходе изучения этого пласта произведений, подписанных Константином Коровиным, специалисты ЦХЭ пришли к выводу, что такие миниатюры, вероятно, производились серийно в конце 1920-х и в 1930-х годах и недорого продавались на набережной Сены. Реализацией этих работ занимался сын Федора Шаляпина. Коровин писал ему: «Насчет миниатюр я бы был доволен, если бы получил за каждую из них по 15 или 20 долларов, продав их, я смогу выслать тебе такое же количество новых. Я ранее никогда не продавал своих вещей за такую цену и, конечно, не продал бы, если бы имел средства, но нужен обман, чтобы продолжать работать и жить». То есть «картонки» носили массовый, чисто коммерческий характер.
Возможно, над сувенирами работала отдельная мастерская, где трудился и Алексей Коровин, сын Константина Коровина, и еще один нуждающийся художник. Известно, что отец и сын работали вместе, Алексей подражал манере отца. Алексей нередко подписывал свои произведения инициалами Константина Коровина, или Константин Коровин подписывал своим именем миниатюры сына и подмастерья. Так в 2010-х годах российские эксперты пришли к заключению, что у отца и сына Коровиных были совместно исполненные работы. Исследования ЦХЭ установили, что если такая практика и была, то крайне редко. На экспертизу в Центр не раз приносили произведения, приписываемые отцу и сыну, но такие версии были опровергнуты. В базе ЦХЭ есть эталонные произведения обоих художников, в том числе «картонок-миниатюр». Почерки отца и сына вполне различимы, специалисты уверенно могут отличить их работы.
Мнение о двойственном авторстве приводит к ошибкам атрибуции и ставит под сомнение подлинность произведений Константина Коровина. Так, например, случилось с картиной «Париж ночью. Бульвар Осман» 1920-х годов, которую относили к совместному творчеству отца и сына. Команда экспертов ЦХЭ выявила ошибку. После сравнения работы с эталонами из музейных и частных собраний стало очевидно авторство Константина Коровина.
Миниатюры хоть и не показательны для творчества Константина Коровина, часто оказываются подлинными и выставляются в музеях. Практика массового производства миниатюр породила явные подделки, которые продолжают исполнять и сейчас. Как правило, эксперты выявляют их быстро.
Но пласт низкопробных «картонок» не главная проблема, связанная с фальсификацией картин Константина Коровина 1920–1930-х годов. Подделки, которые наводняют арт-рынок сегодня, претендуют на высокохудожественные полотна французского периода. Уже несколько таких картин прошли полноценное исследование в ЦХЭ и были признаны намеренными фальсификациями. Экспертами было установлено, что у этих работ один исполнитель. Анализ рентгенограмм фальшивых работ показал, что они абсолютно идентичны между собой. При этом все работы имеют 100% отличий от подлинных картин Коровина. Это было доказано как технологически, так и при стилистическом сравнении с эталонами.
Нетрудно проследить, как изготавливают такие подделки. На блошиных рынках в Европе покупают недорогие картины 1920–1930-х годов. Затем их отправляют в мастерскую к подпольному художнику-реставратору, который смывает живописный слой и на старом холсте пишет очередной «Ночной Париж» в стиле Константина Коровина. Картину сушат, старят и отправляют на крупные аукционы в Европу и Америку, где после закрытия отделов русского искусства уже не осталось экспертов, способных распознать подделку. Так с провенансом серьезного аукционного дома подделка прибывает в Россию, где уходит по рекордной цене.
Сегодня произведения Константина Коровина среднего размера стоят сотни тысяч долларов, а картины под метр оцениваются в $1 млн и выше. Группа фальсификаторов работает слаженно и ничего не боится. Хотя серия подделок известна, признана экспертами, о них знают опытные коллекционеры. Но это не останавливает фальсификаторов. Проблема в том, что когда коллекционер сомневается в подлинности приобретенного произведения, то продавец без вопросов принимает назад свою подделку и возвращает ему деньги. А эта подделка затем попадает к следующему покупателю.
Но главная проблема не в том, что фальсификаторы безнаказанно зарабатывают миллионы долларов, а в том, что они наносят большой вред наследию замечательного художника Константина Коровина.